Гранитный облик Санкт-Петербурга: 3 архитектурных шедевра

Гранитный облик Санкт-Петербурга: 3 архитектурных шедевра
Санкт-Петербург — один из самых необычных городов России. Ведь он был возведен усилиями множества европейских архитекторов, которые привнесли в столицу восточной империи самые разные архитектурные стили и традиций. Развитие строительного дела в то время уже позволяло широко использовать камень при возведении зданий, именно поэтому Санкт-Петербург отличался своим каменным убранством от других городов. Особую популярность в строительстве и отделки получили гранит и мрамор. 
Одним из первых разновидностей гранита, который получил применение в строительстве Санкт-Петербурга, стал камень, добывавшийся на побережье Финского залива. Он получил название «розовый финский морской», или «выборгит» (один из карьеров был вблизи г. Выборг). Карьеры располагались в основном на побережье в районе современной российско-финской границы. Второй по популярности гранит имеет название сердобольский, также по месту добычи — близ города Сердоболь (нынешнее название Сорталава). Этим серым камнем архитекторы обычно создавали фон для того, чтобы подчеркнуть декоративные вставки из других материалов. 
Эти два вида гранита можно встретить в Северной столице на каждом шагу. Серым и розовым камне облицованы набережные Невы, многие мосты и, конечно же, здания. О трех самых заметных, самых символичных архитектурных шедеврах и пойдет речь в статье.

Исаакиевский собор

«Исаакий», как его называют горожане, является одним из архитектурных символов Санкт-Петербурга. Свой нынешний облик он получил благодаря проекту французского архитектора Огюста Монферрана. Примечательно, что это было четвертое здание Исаакиевского собора (церкви), которому предшествовали менее впечатляющие строения, возведенные в 1707, 1727 и 1762 гг. 

Четвертый собор возводился на протяжении 40 лет, с 1818 по 1858 гг. Колонны собора были изготовлены из финского морского гранита. 112 наружных колонн и 8 полуколонн у окон в стенах были вырублены из монолитных гранитных блоков. Вес каждой наружной колонны составляет 114 тонн, высота - 17 метров. Кроме того, из блоков того же камня возведен и стилобат здания — цоколь, на который устанавливаются колонны.

 Гранитные монолиты для колонн добывали трудоемким способом. Сначала На отвесной гранитной скале размечали линии контура, по которым затем делали отверстия. В них вставлялись железные клинья, которые забивались одновременными ударами. Спустя некоторое время образовывалась трещина, в которую устанавливали рычаги, с прикрепленными к ним канатами. По сорок человек брали каждый канат и оттягивали их в стороны. Блок гранита отодвигался от скалы. 

Транспортировка гранитных блоков из каменоломни осуществлялась на плоскодонных баржах, каждая из которых буксировалась двумя пароходами до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на стройплощадку для их окончательной обработки. Так, кстати, впервые в России был использован рельсовый путь на стройке. 

И по сей Исаакиевский собор остается одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Огромный купол собора и парад его гранитных колонн производит сильное впечатление величия ушедшей эпохи. 

Александровская колонна 

Другим примечательным символом Петербурга является Александровская колонна — монумент, воздвигнутый в 1834 г. по приказу Николая I в память о своем «незабвенном брате» Александре I. Автором проекта стал уже упомянутый выше Огюст Монферран. Колонна стоит на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. 

Ствол (фуст) выполнен из розового финского гранита, и это самый высокий в мире подобный объект из монолитного блока. Высота фуста — 25,58 метра, диаметр основания 3,66 м., а верхнего торца — 3,15 м. Масса ствола колонны в разных источниках варьируется от 600 до 704 тонн. 

Камень для ствола добывался в каменоломне Питерлакс, на территории современной Финляндии (финны, к слову, объявили этот карьер памятником культуры и свидетельством их вклада в строительство Петербурга). Для транспортировки монолита была сконструивана баржа грузоподъемностью 1100 тонн. Кроме того, были добыты и доставлены блоки для фундамента памятника массой до 400 тонн, а также монолитный блок для пьедестала колонны. 

Фактически, каждая из операций по установке элементов колонны была уникальной в своем роде и требовала инженерной смекалки и труда тысяч рабочих. Подъем колонны на пьедестал стал особенным, торжественным событием, проследить за которым прибыл сам император Николай I.

 Современные исследователи отмечают, что колонна может простоять еще 400 лет, несмотря на многочисленные трещины, покрывающие ее ствол. Часть из них соответствует трещинам в гранитной скале, образованным по природным причинам. Другие же появились уже после установки под воздействие окружающей среды и собственной массы камня. 

 Большая реставрация всех элементов колонны была проведена в 2002-2003 гг. Тогда же, благодаря использованию современной аппаратуры, позволяющей «заглянуть» в толщу камня, реставраторы сделали ряд открытий относительно конструкции монумента. Так, выяснилось, что основание фуста сделано с углублением, а соответствующий ему блок пьедестала — с коническим выступом. Благодаря этому, нагрузка ствола распределяется по всей площади основания, а не по его кромке, как было бы, если бы нижний срез был плоским. 

Стрелка Васильевского острова 

Так называется оконечность Васильевского острова и целый архитектурный ансамбль, расположенный на ней. Застройка острова началась еще в первой половине XVIII века, однако, нынешний свой вид стрелка приобрела почти сто лет спустя. В 1805—1810 гг архитектор Тома-де-Томон построил здание новой Биржи в стиле античных храмов. Перед зданием было решено установить две Ростральные колонны с аллегорическими фигурами у подножия, олицетворяющими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов. Ансамбль дополнили соседствующие с Биржей здания южного и северного пакгаузов и таможни, построенные в 1826—1832 годах архитектором И. Ф. Лукини. 

Камнем облицованы постаменты Биржи и Ростральных колонн, этим камнем одета и набережная с ее стенами, парапетами, тротуарами, лестницами. Внимательный взгляд может заметить визуальное единство ансамбля: почти все вертикальные поверхности, выполненные из гранита имеют общую черту. Нижняя половина облицовки сделана из розового гранита, верхняя — из серого. Так построен и цоколь Биржи, и ее центральная лестница. Этот же дуэт заметен в оформлении территории вокруг Ростральных колонн и грота на берегу Невы. 

Это же единство заметно и со стороны реки. Облицованная розовым линия набережной, переходящая в более высокие серые элементы создают сильное впечатление целостности архитектурного замысла. 

 * * * 


Мы рассказали о значимой, но очень малой части архитектурных чудес Северной столицы. Порой трудно бывает передать словами красоту и величие, воплощенные смелыми архитектурными решениями, инженерными находками и трудом сотен тысяч людей. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Фотогалерея

Статьи по теме

Тротуарная брусчатка

Тротуарная брусчатка – финансово оправданный выбор, когда вы хотите получить высокое качество дорожного покрытия по адекватной цене. Тот редкий случай, когда стоимость материала на 100% соответствует характеристикам прочности, долговечности, эстетической привлекательности.

Столешницы из камня

Кухонные столешницы из камня, признанного одним из самых прочных и подходящих материалов для оформления рабочих поверхностей, нередко становятся главным украшением кухни.

Москва
Вверх